Бобат терапия

 

БОБАТ ТЕРАПИЯ
дети до года

 

Преподаватель



Ахмидинова Светлана Валентиновна.

Врач ЛФК, нейрореабилитолог-кинезиолог, сертифицированный Бобат-терапевт, Дэнас-терапевт, массажист, педагог-психолог

ОТЗЫВЫ О СЕМИНАРЕ

 

БОБАТ ТЕРАПИЯ


Особенности физической реабилитации на первом году жизни

Технология постановки двигательных навыков

Понятие о Бобат-терапии

Бобат-терапия – это нейро-развивающее лечение, которое восстанавливает мышечный тонус и стимулирует развитие правильной моторики. Конечной целью Бобат-терапии является формирование правильной схемы движения и применение полученных навыков в повседневной жизни. Сначала оно было применено только для детей, но сейчас активно применяется и у взрослых физиотерапевтами и врачами лечебной физкультуры в стадии реабилитации после инфаркта.

Основные принципы Бобат-терапии:

Ингибиция

Торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений

Фасилитация

Усиление правильных (нормальных) движений и положений тела

Стимуляция

Тактильные и кинестетические стимулы, необходимые для ощущения ребенком правильных движений и положения тела в пространстве

История появления Бобат-терапии

Методика лечения была разработана немецкой семьей, переехавшей в Англию в тридцатых годах прошлого века, Бертой и Карлом Бобат. Физиотерапевт Берта Бобат предложила практически совершенно новый поход в лечении больных ДЦП детей, а ее муж нейрофизиолог обосновал его теоретически. Они создали реабилитационный центр для детей, страдающих детским церебральным параличом, и применили свою систему специальных восстановительных занятий. Для каждого конкретного больного ребенка предназначается индивидуальная схема упражнений. Эта система стала называться нейро-развивающей терапией или по фамилии авторов -«Бобат-терапией». Бобат-терапия оказала большое влияние на развитие основных принципов реабилитации при детском церебральном параличе.

Суть методики Бобат-терапии

Основа метода заключается в том, что люди, потерявшие свои двигательные функции в результате болезни или травмы, могут их восстановить благодаря правильному лечению.

Бобат-терапия- это серия приемов, которая помогает бороться с мышечной спастичностью и постепенно заменить патологические рефлексы и движения на естественные, чтобы в дальнейшем их закрепить.

Бобат-терапевты пытаются вовлечь в движение как можно больше частей тела, чтобы расширить диапазон их функций.

В качестве стимула к движениям у детей применяется игра. Если у пациента будет сильная мотивация, заинтересованность, то эффект от лечения будет сильнее и быстрее. Поэтому в детской практике широко применяются валики, качели, игрушечные машинки, гимнастические большие мячи, маты и другие разные приспособления с подручным материалом.

Показания к применению Бобат-терапии

  • Детский церебральный паралич (ДЦП).
  • Двигательные нарушения в результате черепно-мозговой травмы, электротравмы, перенесенного энцефалита и полиомиелита.
  • Дефекты развития позвоночного столба.
  • Врожденные вывихи бедра.
  • Задержка психо-моторного развития.
  • Синдром двигательных нарушений (дискинетический синдром, синдром мышечной гипотонии, пирамидная недостаточность).
  • Моторная дисфункция у детей с врожденными пороками развития.

Противопоказания к применению Бобат-терапии.

  • Эпилепсия в приступном периоде.
  • Выраженные психические расстройства.
  • Острые воспалительные процессы в организме.
  • Лихорадка.

 

Курс предназначен:

Педиатрам, неврологам, родителям, реабилитологам, физическим терапевтам, кинезиологам, остеопатам, массажистам, врачам и инструкторам ЛФК.

 

Время и место проведения



Место проведения:

г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 15, оф. 526

 

Дополнительная информация:

Форма одежды легкая спортивная, сменная обувь.
Предварительная регистрация обязательна

 

Положения Бобат-терапии



Важно понять, что мешает ребенку выполнять определенные действия и оценить его физическое состояние перед лечением.

Лечение должно быть адаптированным к повседневной жизни (это скорее не лечение, а образ жизни).

Все движения при Бобат-терапии не должны быть болезненными.

Упражнения должны выполняться медленно под присмотром инструктора или родителей, обученных технике Бобат-терапии, в доброжелательной и спокойной атмосфере.

Каждое упражнение во время сеанса выполняется 4-5 раз, сеансы проходят не менее 3 –х раз в неделю, идеально – 3 раза в день (причем, круглогодично).

По мере отработки навыков упражнения постепенно усложняются, но это должно происходить после консультации с врачом и повторной оценки функциональных возможностей больного.

Чем раньше начато лечение, тем эффект будет лучше.

Лечение уменьшает неравномерность мышечного напряжения, ребенок выводится из состояния пассивности и учится владеть своим телом в произвольных движениях.

Бобат-терапия также является отличной профилактикой контрактур и других деформаций суставов. Эта техника сейчас применяется не только у детей всех возрастных периодов с нарушениями двигательного аппарата, но и у взрослых после инсультов.

 

 

Программа первого семинара


 

 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- Особенности нервной системы на 1 году жизни с точки зрения развития моторных навыков ребенка.

- Особенности развития психики ребенка на 1 году жизни.

- Реабилитационный потенциал.

- Популяционные изменения в строении и функционировании тела и высшей нервной деятельности.

- Теория мышечного тонуса Виды тонуса.

- Место различных специалистов и технологий в физическом развитии ребенка.

- Иерархические уровни, значимость, виды, оценка рефлексов:

  1. Врожденных,
  2. Позотонических,
  3. Установочных.

- Визуальная оценка поз и движений ребенка на 1-ом году жизни

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ на кукле или ребенке

Цель: имитировать или вызвать рефлексы и оценить

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ на себе

Цель: прочувствовать возрастные позы на себе

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Последовательность возникновения моторных навыков в норме (таблица)

Основные общие понятия в практике физического терапевта

Специальные понятия в практике физического терапевта:

  • Фасилитация,
  • Элонгация, Точки контроля
  • Теппинг, Коконтракция

 

Что включает в себя процедура физической терапии?

Подготовка ребёнка к постановке двигательного навыка с учетом особенностей его развития

  1. Рефлекс блокирующие укладки.
  2. Правильная поза, теория ворот входящего сигнала.
  3. Элонгация с учетом мышечных цепей и особенностей опоры.
  4. Компрессионный теппинг.
  5. Тейпирование и технические средства реабилитации (ТСР).

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: научиться выбирать метод подготовки и выполнить  технику на статисте и/или ребенке

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Общие правила фасилитаций

Технология фасилитаций при постановке конкретных навыков в соответствии с сенситивным периодом.

 

 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: выполнить и прочувствовать фасилитации.

  • Моделирование (копирование) на себе нормотипичного ребенка конкретного возраста и ребенка с особенностями.
  • Фасилитации на кукле
  • Фасилитации на статисте
  • Фасилитации на ребенке

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Планирование и структура занятий

Сочетание Бобаттерапии с другими методиками

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: выбрать и объяснить функциональные и терапевтические цели, поработать с ребенком, используя подготовки и фасилитации.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Компетенции физического терапевта. Командная работа.

Супервизия. Создание протоколов физической терапии.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Особенности физической терапии при часто встречающихся патологиях.

  • Недоношенность
  • Грубая задержка моторного развития
  • Генетическая патология
  • Гипотонус
  • Асимметрия тонуса и кривошея
  • Гипертонус
  • Дисплазия соединительной ткани.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: выбрать и объяснить функциональные и терапевтические цели, поработать с ребенком, используя подготовки и фасилитации у детей с вышеперечисленным патологиями

Программа второго семинара


 

  • Теория моторного развития

- Классификация мышечного тонуса

- Способы влияния на тонус

- Основные реакции тела (выравнивание, баланс и защита)

- Механизмы контроля постуры статической и динамической

- Факторы влияющие на развитие двигательных навыков

- Нейропластичность

- Теория моторной памяти

 

  • Определение ДЦП, (этиология, патогенез, направления терапии )

- Классификации ДЦП

- Классификация GMFCS

- Инструкция GMFCS

- Прогноз при нарушении моторного развития

- Прогноз при ДЦП

 

  • Бобат терапия (история,концепция, цели)

- Междисциплинарный подход

- Оценка состояния ребёнка в концепции Бобат

- Техники подготовки к постановке навыков при ДЦП при гипо и гипертонусе (элонгация, перенос веса, плейсинг и холдинг, теппинг,  компрессионный теппинг, скользящий теппинг, завершение теппинг и проприоцептивная стимуляция)

- Техники фасилитации (принципы, выбор точек контроля, паттерны)

Общая концепция работы с детьми ДЦП (спастическая форма):

  • Тетрапарез
  • Диплегия
  • Гемиплегия

Основные цели реабилитации и выбор фасилитаций при ДЦП:

  • GMFSC 5
  • GMFSC 4
  • GMFSC 3
  • GMFSC 2
  • GMFSC 1

 

  • Оценка влияния различных вмешательств на эффективность реабилитации (ортезирование, ТСР, диспорт, операции, лекарства)

- Вертикализация

- Позиционирование

- Тейпирование (техники)

 

  • Принципы составления  индивидуальных программ  реабилитации
  • Принципы эрготерапии

    Другие технологии ассимилированные в Бобат концепцию (особенности массажа, вибрационно-ритмических техник; остеопатические техники, ПНФ, идиомоторные техники, техники эмоционального принятия, метод Фельденкрайза, сенсорная интеграция, технологии снятия стресса, НЛП, работа в симбиозе с матерью, построение коммуникации с неречевыми детьми)

 

  • Принципы контроля эффективности Бобат терапии

    Выгорание, синдром хронической усталости ( причины, профилактика, методы коррекции)

 
 

Новосибирск

Вокзальная магистраль, 15, 526

 

 

 

Напишите нам:

Поля отмеченные * обязательны для заполнения.

^ Наверх