Бобат терапия
БОБАТ ТЕРАПИЯ
дети до года
Преподаватель
ОТЗЫВЫ О СЕМИНАРЕ
БОБАТ ТЕРАПИЯ
Особенности физической реабилитации на первом году жизни
Технология постановки двигательных навыков
Понятие о Бобат-терапии
Бобат-терапия – это нейро-развивающее лечение, которое восстанавливает мышечный тонус и стимулирует развитие правильной моторики. Конечной целью Бобат-терапии является формирование правильной схемы движения и применение полученных навыков в повседневной жизни. Сначала оно было применено только для детей, но сейчас активно применяется и у взрослых физиотерапевтами и врачами лечебной физкультуры в стадии реабилитации после инфаркта.
Основные принципы Бобат-терапии:
Ингибиция
Торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений
Фасилитация
Усиление правильных (нормальных) движений и положений тела
Стимуляция
Тактильные и кинестетические стимулы, необходимые для ощущения ребенком правильных движений и положения тела в пространстве
История появления Бобат-терапии
Методика лечения была разработана немецкой семьей, переехавшей в Англию в тридцатых годах прошлого века, Бертой и Карлом Бобат. Физиотерапевт Берта Бобат предложила практически совершенно новый поход в лечении больных ДЦП детей, а ее муж нейрофизиолог обосновал его теоретически. Они создали реабилитационный центр для детей, страдающих детским церебральным параличом, и применили свою систему специальных восстановительных занятий. Для каждого конкретного больного ребенка предназначается индивидуальная схема упражнений. Эта система стала называться нейро-развивающей терапией или по фамилии авторов -«Бобат-терапией». Бобат-терапия оказала большое влияние на развитие основных принципов реабилитации при детском церебральном параличе.
Суть методики Бобат-терапии
Основа метода заключается в том, что люди, потерявшие свои двигательные функции в результате болезни или травмы, могут их восстановить благодаря правильному лечению.
Бобат-терапия- это серия приемов, которая помогает бороться с мышечной спастичностью и постепенно заменить патологические рефлексы и движения на естественные, чтобы в дальнейшем их закрепить.
Бобат-терапевты пытаются вовлечь в движение как можно больше частей тела, чтобы расширить диапазон их функций.
В качестве стимула к движениям у детей применяется игра. Если у пациента будет сильная мотивация, заинтересованность, то эффект от лечения будет сильнее и быстрее. Поэтому в детской практике широко применяются валики, качели, игрушечные машинки, гимнастические большие мячи, маты и другие разные приспособления с подручным материалом.
Показания к применению Бобат-терапии
- Детский церебральный паралич (ДЦП).
- Двигательные нарушения в результате черепно-мозговой травмы, электротравмы, перенесенного энцефалита и полиомиелита.
- Дефекты развития позвоночного столба.
- Врожденные вывихи бедра.
- Задержка психо-моторного развития.
- Синдром двигательных нарушений (дискинетический синдром, синдром мышечной гипотонии, пирамидная недостаточность).
- Моторная дисфункция у детей с врожденными пороками развития.
Противопоказания к применению Бобат-терапии.
- Эпилепсия в приступном периоде.
- Выраженные психические расстройства.
- Острые воспалительные процессы в организме.
- Лихорадка.
Курс предназначен:
Педиатрам, неврологам, родителям, реабилитологам, физическим терапевтам, кинезиологам, остеопатам, массажистам, врачам и инструкторам ЛФК.
Время и место проведения
Место проведения:
г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 15, оф. 526
Дополнительная информация:
Форма одежды легкая спортивная, сменная обувь.
Предварительная регистрация обязательна
Положения Бобат-терапии
Важно понять, что мешает ребенку выполнять определенные действия и оценить его физическое состояние перед лечением.
Лечение должно быть адаптированным к повседневной жизни (это скорее не лечение, а образ жизни).
Все движения при Бобат-терапии не должны быть болезненными.
Упражнения должны выполняться медленно под присмотром инструктора или родителей, обученных технике Бобат-терапии, в доброжелательной и спокойной атмосфере.
Каждое упражнение во время сеанса выполняется 4-5 раз, сеансы проходят не менее 3 –х раз в неделю, идеально – 3 раза в день (причем, круглогодично).
По мере отработки навыков упражнения постепенно усложняются, но это должно происходить после консультации с врачом и повторной оценки функциональных возможностей больного.
Чем раньше начато лечение, тем эффект будет лучше.
Лечение уменьшает неравномерность мышечного напряжения, ребенок выводится из состояния пассивности и учится владеть своим телом в произвольных движениях.
Бобат-терапия также является отличной профилактикой контрактур и других деформаций суставов. Эта техника сейчас применяется не только у детей всех возрастных периодов с нарушениями двигательного аппарата, но и у взрослых после инсультов.
Программа первого семинара
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Особенности нервной системы на 1 году жизни с точки зрения развития моторных навыков ребенка.
- Особенности развития психики ребенка на 1 году жизни.
- Реабилитационный потенциал.
- Популяционные изменения в строении и функционировании тела и высшей нервной деятельности.
- Теория мышечного тонуса Виды тонуса.
- Место различных специалистов и технологий в физическом развитии ребенка.
- Иерархические уровни, значимость, виды, оценка рефлексов:
- Врожденных,
- Позотонических,
- Установочных.
- Визуальная оценка поз и движений ребенка на 1-ом году жизни
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ на кукле или ребенке
Цель: имитировать или вызвать рефлексы и оценить
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ на себе
Цель: прочувствовать возрастные позы на себе
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Последовательность возникновения моторных навыков в норме (таблица)
Основные общие понятия в практике физического терапевта
Специальные понятия в практике физического терапевта:
- Фасилитация,
- Элонгация, Точки контроля
- Теппинг, Коконтракция
Что включает в себя процедура физической терапии?
Подготовка ребёнка к постановке двигательного навыка с учетом особенностей его развития
- Рефлекс блокирующие укладки.
- Правильная поза, теория ворот входящего сигнала.
- Элонгация с учетом мышечных цепей и особенностей опоры.
- Компрессионный теппинг.
- Тейпирование и технические средства реабилитации (ТСР).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель: научиться выбирать метод подготовки и выполнить технику на статисте и/или ребенке
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Общие правила фасилитаций
Технология фасилитаций при постановке конкретных навыков в соответствии с сенситивным периодом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель: выполнить и прочувствовать фасилитации.
- Моделирование (копирование) на себе нормотипичного ребенка конкретного возраста и ребенка с особенностями.
- Фасилитации на кукле
- Фасилитации на статисте
- Фасилитации на ребенке
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Планирование и структура занятий
Сочетание Бобаттерапии с другими методиками
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель: выбрать и объяснить функциональные и терапевтические цели, поработать с ребенком, используя подготовки и фасилитации.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Компетенции физического терапевта. Командная работа.
Супервизия. Создание протоколов физической терапии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Особенности физической терапии при часто встречающихся патологиях.
- Недоношенность
- Грубая задержка моторного развития
- Генетическая патология
- Гипотонус
- Асимметрия тонуса и кривошея
- Гипертонус
- Дисплазия соединительной ткани.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель: выбрать и объяснить функциональные и терапевтические цели, поработать с ребенком, используя подготовки и фасилитации у детей с вышеперечисленным патологиями
Программа второго семинара
- Теория моторного развития
- Классификация мышечного тонуса
- Способы влияния на тонус
- Основные реакции тела (выравнивание, баланс и защита)
- Механизмы контроля постуры статической и динамической
- Факторы влияющие на развитие двигательных навыков
- Нейропластичность
- Теория моторной памяти
- Определение ДЦП, (этиология, патогенез, направления терапии )
- Классификации ДЦП
- Классификация GMFCS
- Инструкция GMFCS
- Прогноз при нарушении моторного развития
- Прогноз при ДЦП
- Бобат терапия (история,концепция, цели)
- Междисциплинарный подход
- Оценка состояния ребёнка в концепции Бобат
- Техники подготовки к постановке навыков при ДЦП при гипо и гипертонусе (элонгация, перенос веса, плейсинг и холдинг, теппинг, компрессионный теппинг, скользящий теппинг, завершение теппинг и проприоцептивная стимуляция)
- Техники фасилитации (принципы, выбор точек контроля, паттерны)
Общая концепция работы с детьми ДЦП (спастическая форма):
- Тетрапарез
- Диплегия
- Гемиплегия
Основные цели реабилитации и выбор фасилитаций при ДЦП:
- GMFSC 5
- GMFSC 4
- GMFSC 3
- GMFSC 2
- GMFSC 1
- Оценка влияния различных вмешательств на эффективность реабилитации (ортезирование, ТСР, диспорт, операции, лекарства)
- Вертикализация
- Позиционирование
- Тейпирование (техники)
- Принципы составления индивидуальных программ реабилитации
- Принципы эрготерапии
Другие технологии ассимилированные в Бобат концепцию (особенности массажа, вибрационно-ритмических техник; остеопатические техники, ПНФ, идиомоторные техники, техники эмоционального принятия, метод Фельденкрайза, сенсорная интеграция, технологии снятия стресса, НЛП, работа в симбиозе с матерью, построение коммуникации с неречевыми детьми)
- Принципы контроля эффективности Бобат терапии
Выгорание, синдром хронической усталости ( причины, профилактика, методы коррекции)
Новосибирск
Вокзальная магистраль, 15, 526
Напишите нам: